Правовое регулирование ведения морской войны
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Определенной спецификой обладает война на море. В войне на море комбатантами являются не только личный состав военно-морских сил, но и все военные корабли, а также невоенные суда, официально обращенные в военные в соответствии с VII Гаагской конвенцией 1907 г., и летательные аппараты, входящие в состав морской авиации.
Правовое регулирование:
Декларациями о праве морской войны 1856 г. и 1909 г.;
Приложение к Лондонскому протоколу «Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г.;
Руководство СанРемо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г.
Не пользуются правом ведения войны на море суда, которые хотя и входят в состав военно-морских сил государства, но предназначены исключительно для оказания помощи раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение (госпитальные суда, санитарные транспорты, санитарные летательные аппараты).
На подводные лодки распространяются общие правила ведения войны и нормы, касающиеся надводных военных кораблей. Военная деятельность подводных лодок специально регламентируется Правилами о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г.
Запрещается ставить мины:
не закрепленные на якорях;
якорные, которые остаются опасными и после отрыва их от минрепа;
у берегов противника с единственной целью — помешать торговому судоходству.
Морская блокада
Допустимой с точки зрения международного права является морская блокада.
Морская блокада — это система действий военно-морских сил и авиации, препятствующих доступу с моря к портам и берегам неприятеля и выходу из этих портов и берегов в море.
Блокада:
должна быть публично объявлена блокирующим государством с указанием даты начала блокады, блокируемого района, срока для выхода из блокируемых портов судов нейтральных государств;
должна быть действительной (эффективной);
блокада прекращается в случае ее снятия блокирующим государством, уничтожением сил блокирующих или невозможностью обеспечить ее эффективный характер;
наказанием за попытку прорыва блокады могут быть захват или конфискация судна и/или груза либо уничтожение судна-блокадопрорывателя.
Чтобы блокада была правомерной, она должна отвечать условиям:
законная — она применяется как акт самообороны (ст. 51 Устава ООН), если осуществляется на основании резолюции Совета Безопасности;
эффективная — действительно не дает возможности осуществлять связь через свои порты с внешним миром; МГП защищает права населения, которое остается в блокируемом городе;
временная — точное время, на которое блокада распространяется (сообщается ГС ООН).
Институт призов и трофеев
В войне на море существует институт призов и трофеев.
Приз — любое торговое судно противника вне зависимости от характера перевозимого им груза.
Такое судно может быть захвачено. Если на его борту находится неконтрабандный груз нейтрального государства, собственник вправе потребовать компенсации. Право захватывать приз принадлежит только военным кораблям и летательным аппаратам.
Трофей — это захваченные в морской войне военные корабли неприятеля и находящиеся на них ценности. Трофеи переходят в собственность захватившего их государства.